Переставать ли решать проблемы

Наблюдения, которые пока не вошли в другие разделы форума интуитивной антропологии Гнев.net.
Ответить
Антрополог

Переставать ли решать проблемы

Сообщение Антрополог » 19 окт 2014 13:03

Наскреб 3 примера искусников решения проблем, захотелось проанализировать чего не хватает... :)

Общим местом видится распространенное мнение о профессионализме, как о критерии умения решать проблемы. Приходишь к профессионалу со своей проблемой - он тебе - решение. Он помог и доволен этим, ты получил помощь и доволен этим также - хэппи энд. Непрофессионализм - ты к нему с проблемой - а он не знает как это решить... Не знает, не хочет, не видит необходимости - все равно. Совершенно очевидным видится вывод, но он - непрофессионал. На самом деле, так и есть, вероятно.

Узнав и приняв этот подход, мы совершенствуемся в профессионализме, учимся решать проблемы. Получилась такая себе идиллия... Мы накапливаем знания, подходы и методы решения проблем и наконец мы можем решить большинство возникающих вокруг проблем.

Почему-то мне эта идиллия не нравилась и я начал думать почему... Вроде же все хорошо, есть проблема - есть ее решение, все довольны... На этом уровне. И размышление переросло в плоскость уровней решения, уровней целей. Начали рисоваться иерархии, этапность, фазность проблем и их решений.

Но может все проще? Может быть корреляция проста и похожа на ситуацию с голодным и с умением ловить рыбу?.. Решая проблемы, мы никогда не избавимся от необходимости их решать. Научив их решать, мы избавимся от необходимости решать тривиальные проблемы снова и снова. Тут дилемма - профессионалы нужны, проблема должна быть решена, решена сейчас. Если вы пришли в магазин за рыбой - удочка с инструкцией вам, мягко говоря, не подойдет... Я думаю, не стоит искать добро от добра - будьте профессионалом, если к вам пришли за рыбой - дайте рыбу. :) Этим вы не допустите распространенной ошибки недо- или пере- профессионала - как бы вам не хотелось, как бы вам не наскучило давать рыбу опять и опять - давайте, будьте профессионалом, их ценят, а заумных задротов - терпят. :)

Однако есть и другая сторона вопроса. Именно проблема становится центральным объектом деятельности. Только выявленная, обозначенная проблема может быть решена. Именно проблема становится дискретом процесса. Решение проблемы направляет мысль и деятельность в целом.

Хотел сказать просто с самого начала - прекратите решать проблемы, создавайте их! :sun: Но перед этим пришлось сказать все, что выше. Только целостная система, скрепленная понимаем того, что проблемы должны быть решены, может эволюционно развиваться.

Умение создавать проблемы - искусство управления. Это, вероятно, высшая ступень менеджмента. Не хотелось бросаться заезженными терминами, топ-менеджмент - в нашем, обывательском, понимании - это самое главное начальство. Что-то там в отдалении, не вполне понятное и опасное поэтому. :) А по сути - это генератор проблем, запускающий механизм организации для их решения. Вряд ли можно стать по-настоящему топ-менеджером, если ты не создаешь, а только решаешь проблемы. Даже кризис-менеджмент - видится областью знания не по искусству решения самых запущенных и неподъемных проблем, а по выделению первоочередных проблем, по их систематизации, категоризации, приоритетизации и пр. Но мы, собственно, не об этом... увлекся.

Мы об искусстве создания проблем на обывательском уровне. Как не быть задротом и научить ловить рыбу? Где грань? Она видится в наличии времени на решение текущей ситуации. Если рыба нужна сейчас - дайте рыбу, будьте гуманным, а вот если вопрос - как бы добыть рыбу - учите рыбачить, все просто.



7)

Ответить