Доверие как товар

Интуитивная антропология о нас. Что нами движет и почему? Анализ и мотивация.
Ответить
Антрополог

Доверие как товар

Сообщение Антрополог » 07 сен 2014 18:39

Доверие - сложное, но внешне всегда положительное понятие.

В этом рассуждении мы упустим симуляцию доверия как инструмент управления посредством манипуляцией чувством вины. Бывает, интересный способ, но не совсем о доверии. В лучшем случае, такое показное доверие авансом действительно способно несколько мотивировать на соответствие. Даже если индивид не считает чувство вины достойным инструментом управления собой, факт аванса несколько сглаживает всплески рефлексии и позволяет продолжить плодотворное сотрудничество. Такой себе пинг понг: аванс, деятельность, ожидание оценки и нового аванса.

Как правило, в общем, под доверием понимают уверенность в доброжелательности поведения визави. Однако, также это понятие граничит с ощущением предсказуемости поступков оцениваемого человека, организации или группы людей.

Наверно, можно попытаться разделить доверие на уровни.

Примем оценивающим фактором осознанность - не тривиально, и что-то проще не нашел, чтобы избежать ветвистости и порталов с одного уровня на другой. :)

Первым уровнем доверия видится механическое доверие - уверенность в предсказуемости. На этом этапе мы знаем чего ожидать от человека, организации, группы людей - от объекта. Основываясь на нашей уверенности, мы можем планировать, закладывать риски и пр. Это, по сути, доверие на рабочем уровне. Вероятно, этого уровня вполне достаточно для плодотворного сотрудничества. На мой взгляд, это то доверие, которое можно продавать. Мы стараемся сделать прогнозируемыми наши отношения с партнерами, чтобы наше поведение также стало прогнозируемым. Это упрощаем сотрудничество, так как дает возможность не тратить лишнего времени на перепроверку состояния базовых показателей. Проще, если мы так доверяем сотруднику, мы знаем, выполнение поручения стоит перепроверить через определенное количество времени для одного, нужно перепроверить только результат - для другого, результат нужно перепроверять только на последнем этапе, так как можно ожидать непредсказуемых улучшений. Говоря об организации - мы можем быть уверены в определенном уровне качества и ответственности.

Как правило, в большинстве случаев, следует остановиться именно на этом уровне доверия. Это позволяет оставить взаимоотношения на прогнозируемом, прозрачном, достаточно простом уровне.

Доверие - самый ликвидный товар пока он не оценивается как товар.

Третий уровень доверия - это полное, всеобъемлющее доверие. Это уровень, когда доверие становится товаром во взаимоотношениях. На этом уровне доверие можно продавать, но так же легко доверие и потерять, не оправдать на самом деле. Это практически неуправляемый уровень отношений, когда стороны уверены, что разобрались полностью в предпосылках, причинах и, следовательно, интегральный результат деятельности не требует валидации, он важен гораздо больше как продукт взаимного доверия. Причиной несоответствия ожидаемого и полученного в таком случае считают ошибки во взаимопонимании, что невозможно в ситуации полного взаимопонимания... И значит, все с самого начала шло не так... :)

С одной стороны - это наиболее плодотворный этап отношений, когда еще меньше времени нужно терять на калибровку предпосылок, причин и критериев оценивания, но и риски становятся практически непрогнозируемыми, их выносят за скобки, ошибки результатов деятельности могут быть только общими в таком случае. Это финальный этап сотрудничества. Дальнейший успех или провал деятельности зависит только от уровня взаимопонимания. Тут уже лебедей в серый не покрасишь... :)

И мы пропустили 2 уровень. По сути - это все, между механическим доверием - предсказуемостью и полным доверием. Это самый интересный уровень... По какой-то причине субъекты тяготеют поднять отношения выше первого уровня, а то и перепрыгнуть предсказуемость. Второй уровень можно назвать уровнем коммерческого партнерства, в отличии от третьего уровня - уровня личностного партнерства.

Сложность второго уровня заключается именно в партнерстве. Партнеры обоюдно отвечают за результат деятельности. Тут и кроется подвох. Для упрощения приведем отношения с заказчиком. Исполнитель должен понимать бизнес-цель клиента и стараться ее достичь, но бизнес-решения должен принимать именно клиент. На фазе партнерства происходит делегирование разработки, корректировки бизнес-цели. Поэтому результат деятельности становится непрозрачным, процесс оценки ожидаемого результата становится гораздо менее прогнозируемым. Это упрощает работу заказчика, вносит неопределенность в отношения. Вернуть их в контролируемое русло может только формализация партнерских отношений. По сути, это уход от отношений заказчик-исполнитель. Лучше многократно удостовериться, что как сам заказчик, так и вы готовы и согласны уйти от отношений заказчик-исполнитель и стать полноправными партнерами, которые делят горе и радость, прибыль и убыток. Если одна из сторон не готова к этому, вернитесь, пожалуйста, на первый уровень, этим вы окажете огромную услугу своему заказчику и сбережете доверие к себе.

:)

Ответить