Компетенция vs компетентность и развитие

Интуитивная антропология о работе. Как работать, чтобы работать хотелось?
Ответить
Антрополог

Компетенция vs компетентность и развитие

Сообщение Антрополог »

Избитая тема, не стоящая выеденного яйца. Попробуем взглянуть на нее с другой стороны.

Компетенция - рамки дозволенного, компетентность - то, что мы умеем. Прогресс, развитие непременно осуществляется поочередным изменением рамок одного из этих ключевых маркеров деятельности. Обладая компетенцией, которой не соответствует уровень текущей компетентности, адекватная личность старается компенсировать делегированием полномочий и подтягиванием недостающих умений. Обладая положительным балансом компетентности над компетенцией, рабочая единица предположительно... должна обладать потребностью получить прибавку компетенции. В этом шаге, вероятно, происходит разделение людей по потребностям. И причина ли в повышенной компетентности... Да, наверно, это все лирика, при прочих равных условиях, в отсутствии других внешних и внутренних сдерживающих факторов, при чистом эксперименте развитие может происходить поочередным превалированием одного из показателей отношения компетентность, компетенция. Обладая компетенцией, работник старается повысить компетентность, повышенная компетенция, в свою очередь ведет к повышению компетенции.

Что же первично? В принципе, не вижу большой разницы с шага левой или правой началось движение. Возможно, даже вполне успешно ходить не только попеременно меняя опорную ногу. Левой, левой, правой, правой, тоже получится.

Поэтому трудовая единица видится вполне пригодной для использования и развивающейся, когда один из показателей соотношения больше, а второй находится в рамках.

1 в результате отношения говорит о застое, в чем может не быть ничего особо хорошего. Изначально представляется картина маятника в покое, в чем не видится ничего плохого. Однако, на ментальном уровне такой застой говорит об остановке развития. Это может быть выбором или объективно достигнутой планкой, тогда это маятник в покое. Но это может олицетворять ситуацию недовольства предыдущей линией развития. В таких случаях, подобная ситуация сигнализирует о существенных проблемах баланса, выходящего за рамки двух рассматриваемых показателей.

Если с компетентностью проще, ее уровень зависит только от индивида. Объективное оценивание ее показывает, что где подтянуть, и что где кому делегировать, то с компетенцией сложнее. Компетенция - это показатель стула, на котором сидишь. Тут вариант выхода за рамки отличается. Кажется, что показатель профессионализма - не выходить за рамки как компетенции, так и компетентности, примерно в равной степени. Однако, человек не может не выходить за рамки компетентности и развиваться. Мы пробуем, учимся на ошибках, чаще своих именно играясь с компетентностью, значит это не может быть индикатором профессионализма напрямую. Оценка собственных возможностей и анализ возможных рисков при том или ином решении - показатель профессионализма в игре с компетентностью. Выход же за рамки компетенции - это практически всегда признак непрофессионализма. Исключения составляют только те случаи, когда риски невыхода за эти рамки в данной конкретной ситуации катастрофичны.

Есть мало вещей более печальных, чем человек, выходящий за рамки и компетенции, и компетентности сразу. Мой военрук, был такой интересный полковник, говорил, что в армии нет ничего страшнее, чем дурак с инициативой. Возможно, это утверждение касается не только в армии :)



:3
Ответить