Управление эмоциями или тазы валят

Интуитивная антропология о работе. Как работать, чтобы работать хотелось?
Ответить
Антрополог

Управление эмоциями или тазы валят

Сообщение Антрополог »

Все мы, вероятно, замечали, что многие решения принимаются на эмоциональном уровне. Порой не так важен результат, как ожидаемое ощущение от реакции на действие...

Если вы задумали управлять эмоциями, приготовьтесь стать неадекватным, бесчувственным и бессердечным для окружающих. :sun:

Бонус - вам может стать немного скучнее, отсутствие стресса несколько утомляет, так как гормональные бури с периодическим чередованием доминанты утихнут. Это для позиции обороны. Другая крайность - агрессивно управлять эмоциями с позиции нападения, станьте бешеным неадекватом :angry ha-ha:

Ну и как не подсесть на управление эмоциями и перестать получать от этого удовольствие, об этом будет абзац - тазы валят.

Начнем с филогенеза эмоций. Эмоции - приспособительная реакция высшего животного на раздражитель. Не будем углубляться дальше, так как бесцельно. Возможно, конечно, эмоции или проэмоции есть и у более ранних организмов, но их анализ нам вряд ли поможет в пределах данного размышления.

Эмоции защищают высших животных. Например, страх мобилизует и тем спасает от агрессора бегством ли, контрвыпадом или другой реакцией.

Онтогенетически отрицательные эмоции формируются в ответ на опыт действия угрожающего фактора, болевые и прочие подобные ощущения, положительные - в ответ на действия не причиняющие вреда. По психосексуальной теории личности Фройда в развитие личности на языке изменений в биологическом функционировании индивидума опыт играет важнейшую роль. Наблюдается определенная фазность, обусловленная доминантой развития организма. По сути, если проще, в нас заложено получать удовольствие на каждой фазе развития от того, что необходимо для выживания или дальнейшего развития. Без положительных эмоций оральной фазы мы попросту не научились бы есть. Перечислю еще раз эти известные фазы:

- Оральная фаза - от момента рождения до 1,5 лет
- Анальная фаза - 1,5 — 3,5 года
- Фаллическая фаза - 3.5 — 6 лет
- Латентная фаза - 6 — 12 лет
- Генитальная фаза - 12 до смерти

Человек - высшее социальное животное, обладающее третьей сигнальной системой. Вы способны к абстрактному мышлению: думать, анализировать, представлять. Наши эмоции могут вызвать воспоминания - виртуальные образы. Это позволяет накапливать и передавать опыт - базовый уровень использования эмоций. Какой-нибудь старейшина рассказывает о методах охоты, рисках, его слушают и внимают.

Эмоции как ранее филогенетически у нас являются одним из основных факторов социализации, проще - для формирования межличностных взаимоотношений, что важно, учитывая потребность в социальности как фактора развития и личностного, и межличностного, и, собственно, общественного - социального.

Вот эта сторона эмоциональности является предпосылкой манипуляций. Проще, если в прайде, кто громче рыкнет, тот и альфа, потому что, как правило, сильнее, отвоюет территорию и передаст полезные гены. Вспомним размышления над теориями сверхчеловека или истории деления людей по сортам. Мы же можем понять, что, в принципе, достаточно научиться громко кричать... С другой стороны нам же может стать понятным, что этот дрыщ просто кричит громко, а никаких полезных генов не передаст, да и территорию не отвоюет. :tong:

И начинается интереснейшее состязание виртуальных и не очень страстей.

Мы иногда понимаем, что нас контролируют на эмоциональном уровне. И мы учимся давать эмоциональной сдачи, учимся, если хотим, эмоционально контролировать других так или иначе. Кто-то создает тоталитарные секты, если мировые религии не может, кто-то пилит свою половинку. Собственно, чаще это происходит неосознанно. Человек чаще не отдает себе отчет в том, что и для чего делает в эмоциональной области, вспомним хотя бы вечных жертв или истериков, если не социопатов. Мы склонны придерживаться шаблонов, поэтому знать и понимать особенности манипуляций эмоциями совсем не обязательно для выживания, а может быть даже вредным. Люди часто не любят осознавать, что ими могут управлять, а то и уже управляют и за это можно получить череду предпосылок отрицательных эмоций. :smile:

Мы намеренно не будем рассматривать вариации деструктивного контроля, не будем давать рецептов построения тоталитарных сект. Ограничимся анализом с позиции защиты и собственного психоэмоционального равновесия.

В пределах этого размышления я руководствуюсь только классическими принципами. В принципе, этого достаточно. Но не могу упустить такого интересного, как по мне, метода управления собственными эмоциями, как их подмена. Попробуйте сделать следующую подмену: страх — уверенность, уныние — энтузиазм, негодование — равнодушие, раздражение — радость. Это так же просто как и действенно.

Должен согласиться, что каждый имеет право на ошибку, главное понимать, что это ошибка после и стараться ее не повторить. Как ни парадоксально, фраза типа "сам дурак" тоже может наладить эмоциональный контакт, если она сказана от души. :)

Начиная играть не забывайте, что тем самым вы приглашаете в игру визави, результатом может стать смещение цели той самой игры. Игра сама по себе может стать целью.

Итак о цели. Если вы не психотерапевт, у вас есть цель общения с тем или иным человеком. Важно ставить ее перед собой и не забывать о ней.

Найдите свое психоэмоциональное равновесие. Представьте себя спокойным, рассудительным и умным. Получилось? Отлично. А теперь просто примите себя таким, кто вы на самом деле. :) Вашему визави совсем, скорее всего, не важно на сколько вы спокойны и рассудительны. Он отправляет вам эмоциональный вызов, на который рассчитывает получить определенный эмоциональный ответ по шаблону, давно разученному.

Вопрос лишь в том, какой ответ вам выгодно, учитывая конкретную цель, которую вы преследуете при общении с этим человеком, дать. Все просто, если ваши помысли чисты.

Звучит, как шарлатанство. С другой стороны, если рассмотреть механику передачи эмоций, получается.

Существует огромное количество разнообразных психотипов, промежуточных вариантов и пр. Вы никогда не подстроитесь под всех. Это, в значительной степени, индивидуально и зависит от того стоит ли вам, вообще, подстраиваться под именно этого конкретного каждого.

Просто. Мы получаем посыл, думаем к чему приведет наш ответ и каким он должен быть, чтобы реакция была такой, как нам нужно. Дальше - дело техники и опыта.

Это всегда компромисс цели и средства достижения этой цели.

Чтобы не останавливаться на частностях, по сути, правила не отличаются при разговоре на низких, высоких тонах, при общении со сверхвежливым и невыносимым собеседником.

Я думаю первое, о чем нужно подумать - это о необходимости налаживания эмоционального взаимодействия. В большинстве случаев это не нужно или не нужно на первом этапе, или же просто не нужно ставить это перед собой целью. Это выглядит фальшиво и таковым и есть. К вам пришел другой человек, позвольте ему быть собой, а себе - собой. Не качайтесь с ним в такт, вероятно он и не приглашал вас на танец. :) Давайте то, что считаете необходимым дать для достижения вашей цели этого общения.

Если же вы приглашены на танец, вас качнуло маятником эмоционального обращения, должна быть веская уважительная причина, чтобы отказаться, если вы считаете необходимым продолжить общение.

Существует теория общения по типу айкидо, когда мы используем силу соперника, чтобы применить ее против этого же соперника. Отличная теория, работает, но если вы хотите, чтобы визави видел в вас соперника. Какой бы философской не была школа айкидо - это все-таки борьба. Неплохо, если вы не можете без борьбы. Впрочем, следует заметить, что иногда все же стоит брать на вооружение данную методику, когда мы не можем в данной конкретной ситуации без противостояния обойтись, мы не всегда выбираем время, место и способ взаимодействия.

В общем же случае, думаю, стоит обойтись ненасильственными методами взаимодействия. Кому-то нравится танго, кому-то какой другой танец, другому - интересно общение.

Не стоит забывать, что мы часто сами выбираем и озвучиваем допустимые рамки и декларируем методы общения, визави это понимает, осознанно или нет, и в большинстве использует с нами. Наши хитрости встретятся с хитростями собеседника. Если его хитрости будут проигнорированы, непоняты, они могут сойти на нет.

Это такой способ гашения маятника. Если поставить себе цель понять как погасить маятник, который только что качнул вас, не сложно найти решение. Необходимо понять что, осознанно или не осознано заставило вашего собеседника сделать вывод, что именно этот маятник нужно именно так качнуть, чтобы получить ожидаемый эффект. Возможно это был опыт. Анализируя это, понимая, что на самом деле нужно собеседнику, несложно найти решение, которое, прошу прощения за повторение, приведет вас к цели общения с этим человеком или группой людей.

Дальше все, действительно, дело техники, прогибаясь под силой маятника, мы не препятствуем его затиханию, но и не способствуем этому. Он сам остановится со временем - это если время для вас не важно. Игнор - мощное оружие, если корректно подано. В противном случае это может воспринято как вызов. В корректных способах преподнесения, мы даем понять, что невосприимчивы к данному воздействию, заставляем искать другой способ взаимодействия с нами. Работает, если взаимодействие с нами полезно для собеседника и мы можем предположить, что он будет искать другой способ влияния.

Толкая маятник в противоположном направлении, раскачивая его мы отдаем инициативу. Собеседник сам может остановить его, но чаще толкнет обратно. К чему приведет обоюдное раскачивание, я думаю, не стоит говорить.

Резкое торможение маятника на нашей стороне вызовет такое же резкое недоумение. Вместо ожидаемого результата мы отдадим ничего. Не воруйте так открыто ожидаемую реакцию, ее по крайней мере, нужно заменить на сходную по модулю или просто кардинально отличную, если тот маятник просто необходимо было срочно остановить на нашей стороне.

И о тазах, которые валят... Есть риск застрять на каждом из этапов развития способностей к манипуляциями эмоциями и получать удовольствие от самого факта манипуляции. Так можно стать самым лучшим кондуктором трамвая. Хотя, этого может быть и достаточно, если нам именно это нужно. Печальнее, когда оценка деятельности дается по способности нахождения эмоционального контакта с тем, нахождение контакта с которым важно лишь своей сложностью. Отлично получилось с нормальным, вот тебе погаже, и с ним получилось?.. Вот 2 невыносимых, а вот и третий. Это не вызовет ничего кроме эмоционального истощения. Да, возможно, водить лучше учиться на жигулях, но совсем не обязательно оттачивать мастерство именно на них в дальнейшем, даже делая из таза прообраз нормального транспортного средства. Порой необходимо менять класс, чтобы не застрять. Хотя это тоже субъективно. Если вам нравятся тазы, то пусть ваши тазы валят. :)



5)
Ответить